Коррекция темпа речи при любых его нарушениях надо начинать с формирования чувства ритма. Поэтому проговаривания, пропевки сопровождающиеся музыкой, отхлопыванием, отбиванием ритма, маршировкой - являются одной из форм работы.
Концентрация ребёнка на движении снижает его речевую зажатость и активизирует речевую активность, со временем в определённом темпе.
"Мы танцуем и поём":
Начинать следует со знакомство с видами музыкальных произведений.
Игры "Рисуем музыку"(в воздухе, телом или красками), "Ветерок и музыка"(малыш - ветерок двигается под разные мелодии), "Поёт ветерок"(пропеваем мелодию одной из гласных) позволяют детям проявить фантазию, раскрепоститься, самовыразиться и научиться подстраивать движения под музыку.
Проговаривание или напевание стишков, слоговых цепочек. звуковых рядов, лучше начинать с медленных мелодий, ►но вкусы чадо учитываем.!
►При гиперактивности начинайте с маршей, японских барабанов, тамтамов,..., а в конце, после выброса энергии, вставляйте расслабляющую музыку.►Всегда сопровождайте проговариванием!!!
Хорошо подойдёт караоке, когда напеваем или проговариваем звуком или слоговым рисунком.
Воспроизведение ритма считалки с движением руки (дирижированием) в такт или маршировкой.
Аты-баты — шли солдаты,
Аты-баты — на базар.
Аты-баты — что купили?
Аты-баты — самовар.
Аты-баты — сколько дали?
Аты-баты — три рубля.
Аты-баты — покажите,
Аты-баты — не хочу —
Аты-баты — спать хочу!
(Шуточная народная песенка)
"Хор лягушек”
Представьте, что вы лягушки. Вам поручили спеть песню “В лесу родилась ёлочка” на своём языке с помощью слов “ква – ква – ква”.
Таким образом, можно использовать подражание различным животным на любые детские песни.
"Хлопай, бей и топай":
На начальном этапе отбивать ритм лучше на разных предметах, в статье "Как быстро запомнить стишок,сказку, рассказ? "расписаны тренировка видов памяти. Читать далее ...
► Медленное воспроизведение ритмичного рисунка:
1) без выделение ударного слога или звука
а-у-а-у-....
па-па-па...
папапо-папапо-...
папопа, папопо,попапу,...
2) с выделением ударного звука, я люблю брать слоги с парными согласными по звонкости и глухости. Причём глухие отбиваем по предметам издающим глухой звук, а звонкие по звонким, что способствует лучшему усвоению ударного слога + формирует фонематический слух, учит ребёнка анализировать звуки, развивает силу голоса.
паБА-паБА-...
БАпа-БАпа-...
паБАпа-.... и наоборот ПАбаПА
Когда этот этап освоен папаПА, ПАпапа, паТа-паТа, ....
3) повторяем ритмичный рисунок слова в играх:
"Встречу слово по дороге, разобью его на слоги" используйте при знакомстве с этой игрой карточки с цифрами(каждый слог бьём по своей цифре), что позволит научиться определять количество слогов в слове.
“Отзовись, кого зову”.
Дети по очереди называют своё имя и простукивают его на палочках, или других ударных инструментах, чётко выделяя акцент на ударный слог.
Взрослый простукивает ритм имени ребёнка, а ребёнок должен узнать в нём своё имя и поднять руку, и простучать его, произнося в слух. Называть можно имена и в уменьшительной форме (Настенька, Витенька, и т.д.)
4) Произнесение чистоговорок, стихов в процессе размеренной ходьбы.
Чу-чу-чу, есть хочу.
Ба-ба-ба, вот баба.
С барабаном ходит ежик. Бум — бум — бум!
Целый день играет ежик. Бум — бум — бум!
С барабаном за плечами, Бум — бум — бум!
Ежик в сад забрел случайно, Бум — бум — бум!
Очень яблоки любил он, Бум — бум — бум!
Барабан в саду забыл он, Бум — бум — бум!
Ночью яблоки срывались, Бум — бум — бум!
И удары раздавались, Бум — бум — бум!
Зайцы здорово струхнули, Бум — бум — бум!
Глаз до зорьки не сомкнули, Бум — бум — бум! (Г.Виеру)
►Речевой материал подбирайте ориентируясь на уровень речевого развития крохи. Темп убыстряйте постепенно, так чтобы не искажалось произношение. При тахилалии учитесь говорить быстро и чётко, учитесь говорить в разном темпе.
►Дурачьтесь, смейтесь и ребёнок не заметит, что занимается!
СТИХИ С ДВИЖЕНИЕМ
Для детей от 2 до 5 лет
***
Мы играем, мы играем –
Все вокруг изображаем!
(дети выполняют движения соответственно тексту):
Вот мы просыпаемся, вот мы умываемся,
Вот мы чистим зубки, моем тело губкой.
Все друзья и все подружки моют шею, моют ушки!
Вот мы вытираемся, вот мы одеваемся – в школу собираемся!
Вот мы шли, шли, шли, вот мы шли, шли, шли,
Вот мы шли и в школу пришли!Погремушка прогремела – покружиться нам велела.
… Колокольчик прозвенел – и подпрыгнуть всем велел.
…. Простучали ложки – топнут наши ножки.
***
Вот мы сердимся с тобой,
Вот мы веселимся,
Вот немножко погрустим,
А теперь мы спать хотим...
А потом мы злимся, злимся,
А теперь вдруг все боимся,
Весело кривляемся,
Вместе удивляемся,
Мы такие милые,
А теперь капризные,
Все такие важные,
Ух, какие страшные!
Вот мы радуемся все,
вот мы огорчились,
мы все строгие такие, -
вот мы все какие!Зайка серенький сидит
***
Зайка серенький сидит
И ушами шевелит. (делает ручками ушки на голове и ими шевелит)
Вот так, вот так
И ушами шевелит. (2 строки 2 раза)
Зайке холодно сидеть
Надо лапочки погреть. (хлопает в ладоши)
Вот так, вот так
Надо лапочки погреть..(2 строки 2 раза)
Зайке холодно стоять
Надо зайке поскакать. (прыгает)
Вот так, вот так
Надо зайке поскакать. (2 раза)
Волк зайчишку испугал.
Зайка прыг и убежал.
***
Мышки
Вышли мышки как-то раз(шагают)
Посмотреть, который час. (ладонь ко лбу, поворачиваются в стороны)
Раз, два, три, четыре (хлопают)
Мышки дернули за гири.
(движения руками сверху вниз)
Вдруг раздался громкий звон (закрывают руками уши)
Побежали мышки вон (бегут)
***
На траве в лесу сидели
И все вместе песни пели:
Толстый мишка-шалунишка,
Серый заинька-трусишка,
И лиса – плутовка, рыжая головка,
Мышка, ёжик, две лягушки,
Белка, кошечка и хрюшка,
Обезьянка, попугай –
Кого хочешь - выбирай!Капуста
***
Мы капусту рубим - рубим,
(ударяем ребрами долоней об стол)
Мы капусту солим - солим,
(""солим"" щепотками обеих рук)
Мы капусту трем - трем,
(потираем ладошки)
Мы капусту жмем - жмем.
(сжимаем и разжимаем кулачки)
***
Вот бежит, бежит трамвайчик,
А в трамвае едет зайчик.
Дети встали.
Подошел к нему кондуктор:
- Есть билет?
- Нет
- Вот, возьмите ваш билет!
Дети едут дальше.
Вот бежит, бежит трамвайчик,
А в трамвае едет зайчик.
Дети встали.
Подошел к нему кондуктор:
- Есть билет?
- Да!
- Покажи его тогда!
- На! (ребенок хлопает по руке педагога)
Подходит к другому:
- Есть билет?
- Да!
- Поехали тогда!
Комментариев нет:
Отправить комментарий